МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОИНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИМ. БРАТЬЕВ
КОНДРАТОВЫХ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Приложение №___
к ООП ООО,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2023 № 475
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
школьного методического объединения
учителей русской и крымскотатарской
филологии
МБОУ Воинский УВК им.Братьев Кондратовых
от 30.08.2023г. №2
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Е.В. Грибачева
______________________
«31»_августа 2023г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_____________ В.В. Вичисенко
от 30.08.2023 г.
__________Максимова Е.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета « Родной язык (крымскотатарский)»
в 5-9 классах
на 2023/2024 учебный год
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
(Рабочая программа соответствует ФОП ООО, утверждѐнной приказом
Минпросвещенияот 18.05.2023 № 370)
ПРИНЯТО педагогическим советом школы
Протокол от 31.08.2023г. №12
Учитель:
Рестова Р.М.
с. Воинка, 2023
Рабочая программа по «Родному языку (крымскотатарскому)» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования в 6-9 классах. Рабочая программа рассчитана в 6-9 классах
на 34 часа в год (1 раз в неделю) и составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);
-Федеральный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2010 №1897;
-Федеральный закон «О языках народов РФ» от 02.07.2013 №185-ФЗ
-Примерных программ по учебным предметам «Родной (крымскотатарский) язык» и
«Крымскотатарская литература» для общеобразовательных организаций Республики
Крым / [А. С. Аблятипов, З. С. Сулейманова, Ш. А. Темеш и др.]; под ред. А. С.
Аблятипова. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.;
-Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Республики
Крым «О преподавании крымскотатарского языка и литературы».
- Къырымтатар тили (тувгъан). Крымскотатарский язык (родной)- 5 класс
А.Меметов,
Л.А.Алиева,
И.А.Меметов.
(Учебное
пособие
для
общеобразовательных организаций с обучением на крымскотатарском и русском языках)
Москва «Просвещение», 2017г;
- Къырымтатар тили (тувгъан). Крымскотатарский язык (родной)- 6 класс
А.Меметов,
Л.А.Алиева,
И.А.Меметов.
(Учебное
пособие
для
общеобразовательных организаций с обучением на крымскотатарском и русском языках)
Москва «Просвещение», 2017г;
- Къырымтатар тили (тувгъан). Крымскотатарский язык (родной)- 7 класс
А.Меметов, Л.А.Алиева. (Учебное пособие для общеобразовательных организаций
с обучением на крымскотатарском и русском языках) Москва «Просвещение», 2017г;
- Къырымтатар тили (тувгъан). Крымскотатарский язык (родной)- 8 класс
А.Меметов,
Л.А.Алиева,
Э.Акмаллаев.
(Учебное
пособие
для
общеобразовательных организаций с обучением на крымскотатарском и русском языках)
Москва «Просвещение», 2017г;
- Къырымтатар тили (тувгъан). Крымскотатарский язык (родной)- 9 класс
А.Меметов, Л.А.Алиева, Э.Акмаллаев (Учебное пособие для общеобразовательных
организаций с обучением на крымскотатарском и русском языках)
Москва
«Просвещение», 2017г.
- Положение о рабочей программе по учебному предмету (1-4, 5-11 классов 20232024 уч. года) учителя-предметника МБОУ Воинский УВК им.братьев Кондратовых
Приказ от 31.08.2023 № 475
Учебный план МБОУ Воинский УВК им.братьев Кондратовых предусматривает в
5 классе17 часов (0,5часа в неделю), 6 классе в количестве 17 часа (0,5 час в неделю), 7
классе -34 ч (1 час в неделю), 8 классе-34часа (1 час в неделю), 9 классе 17 часа (0,5 час в
неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целями изучения родного (крымскотатарского) языка в основной школе являются:
•воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как
явлению культуры; осмысление родного языка как средства общения, средства освоения
морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности
родного языка;
•овладение крымскотатарским языком как средством общения в повседневной жизни
и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию
и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
•освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее
функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах крымскотатарского
литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой
устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка
в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и
потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи
грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные
знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Личностные результаты:
1) понимание крымскотатарского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей крымскотатарского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности крымскотатарского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту
крымскотатарского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
•
способность
определять
цели
предстоящей
учебной
деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного крымскотатарского литературного
языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою
речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в
спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами
речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли крымскотатарского языка как
национального языка крымскотатарского народа, как одного из государственных языков
Республики Крым, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык
и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
крымскотатарского языка, основными нормами крымскотатарского литературного языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения основных
признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Речь и общение. Речь и общение. Речевая деятельность
Общие сведения о речи и общении. Требования к речи (содержание, богатство,
выразительность, правильность, логика).
Ведение
Роль языка в жизни человека.
Повторение
Состав слова. Звуки и буквы.
Части речи
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании.
Предложение, грамматическая основа.
Предложения
по
цели
высказывания:
повествовательное,
вопросительное,
восклицательное, побудительное. Знаки препинания в предложении. Интонация в
предложении. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные
члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения; правила пунктуации; обобщающие слова, знаки
препинания; вводные слова и их правописание; обращения и их правописание.
Сложное предложение; знаки препинания в сложном предложении; интонация в
сложном предложении.
Фонетика и правописание
Буквы и звуки. Звуки гласные и согласные. Глухие и звонкие согласные звуки;
особенности гъ, къ, нъ, дж. Алфавит. Особенности я, ю, ѐ, е. Знакомство с
орфографическим словарем. Орфографические ошибки. Слог, Ударение.
Буквы, обозначающие гласные. Буквы, обозначающие широкие и узкие гласные звуки.
Буквы, обозначающие и широкие и узкие звуки. Буквы, обозначающие губные и негубные
звуки. Правила орфографии в заимствованных словах.
Орфография
Лексикология
Лексическое значение слова. Слова многозначные и однозначные, с прямым и
переносным значением. Знакомство с переводным словарем. Лексические ошибки.
Синонимы, антонимы, омонимы. Словари синонимов и антонимов.
Словообразование. Состав слова
Правила правописания и образования слов. Однокоренные слова. Корень, суффикс,
разнообразие суффиксов. Образование слов в крымскотатарском языке. Правописание
слов сложных и парных.
Повторение
Текст, части текста: составление плана (простого) к готовому тексту. Общие сведения о
разговорном, научном, художественном стилях. Стилистические ошибки.
Типы речи: рассказ, описание, рассуждение. Повествовательная речь; описание
предметов, животных; простая форма рассуждения.
Устные и письменные изложения
Сочинение-описание (устное и письменное); работа с рисунком, описание предмета.
Сочинение-рассуждение (устное и письменное).
Официально-деловые документы. Письмо.
Культурологическая компетенция
Моя семья. Члены моей семьи и их профессии.
Моя Родина – Крым.
Родной язык (язык матери).
Нормы морали. Черты характера человека (трудолюбие, доброта, нравственность).
6 класс
Введение. Богатство крымскотатарскогоязыка
Повторение. Синтаксис.
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак
сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в
каждом простом предложении).
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Лексикология.
Словарный состав языка. Заимствованные слова. Архаизмы. Неологизмы.
Профессионализмы. Диалектные слова. Фразеологизмы.
Морфология.
Части речи.Существительное.
Морфологические и синтаксические признаки существительного. Образование
существительного. Аффиксы принадлежности и сказуемости. Падежи. Правописание
существительных.
Прилагательное.
Морфологические и синтаксические признаки прилагательного. Степени прилагательного.
Сравнительная ,превосходная степень. Словообразование имен прилагательных.
Правописание сложных прилагательных.
Числительное.
Морфологические и синтаксические признаки существительного.
Простые, сложные и составные числительные. Их правописание.
Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание.
Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание.
Изменение порядковых числительных.
Морфологический разбор имени числительного
Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных.
Повторение изученного материала за 6 класс
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Крымскотатарский речевой этикет.
Уместное использование правил крымскотатарского речевого этикета в учебной
деятельности и повседневной жизни
7 класс
Введение. Повторение. Язык и знания.
Морфология
Части речи.
Местоимение.
Глагол.
Времена глагола.
Прошедшее время глагола.
Настоящее время глагола.
Будущее время глагола.
Наклонения глаголов.
Правописание глаголов.
Формы глагола.
Отрицательная форма глагола.
Деепричастие.
Причастие.
Наречие
Виды наречия
Служебные части речи.( модальные слова,междометия)
Виды речи (рассказ, описание, рассуждение)
Повторение.
8 класс
Введение. Современный крымскотатарский язык
Повторение
Связная речь. Сведения о речи.
Синтаксис. Пунктуация.
Двусостовное предложение
Односостовное предложение
Осложненное предложение
Морфология.Имя прилагательное
Повторение и обобщение изученного.
9 класс
Введение.
Система языка
Повторение
Фонетика. Орфоэпия
Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение
звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции.
Основные орфоэпические нормы крымскотатарского литературного языка.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Основные выразительные средства фонетики.
Правильное произношение слов и интонирование предложений. Оценка собственной и
чужой речи с точки зрения орфоэпических и интонационных норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Состав слова (морфемика) и словообразование
Морфема — минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, суффикс.
Чередование звуков в морфемах. Основа слова.
Основные способы образования слов.
Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике
правописания.
Лексика и фразеология
Слово — основная единица языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные
слова; прямое и переносное значения слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Стилистически окрашенная лексика.
Исконно крымскотатарские и заимствованные слова.
Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Фразеологизмы; их значение и употребление.
Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова как явления фразеологической системы.
Понятие об этимологии, истории происхождения
слов и фразеологизмов.
Основные лексические нормы современного крымскотатарского литературного
языка
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и
ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного
и выразительного словоупотребления.
Морфология
Система частей речи.
Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические
признаки, синтаксическая роль.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы крымскотатарского литературного языка.
Основные выразительные средства морфологии.
Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами
современного крымскотатарского литературного языка.
Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.
Синтаксис.
Сложное предложение и его признаки
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Предложения двусоставные и односоставные, распространѐнные и нераспространѐнные,
полные и неполные.
Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.
Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.
Сложносочиненное предложение и его признаки
Сложноподчиненное предложение и его признаки
Бессоюзное сложное предложение
Сложное предложение с различными видами связи
Предложения сложносочинѐнные, сложноподчинѐнные, бессоюзные.
Сложные предложения с различными видами связи.
Прямая речь. Диалог
Способы передачи чужой речи.
Текст. Деление текста на смысловые части и основные средства связи между ними.
Основные синтаксические нормы современного крымскотатарского литературного языка.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами крымскотатарского
литературного языка.
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы.
Перенос слов.
Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные зна^и препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой
речи, цитировании, диалоге.
Сочетание знаков препинания.
Употребление пунктуационных знаков.
Культуроведческая компетенция
Отражение в языке культуры и истории народа.
Крымскотатарский речевой этикет.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
п/п
1
Наименование разделов и
тем
Речь и общение
Всего
часов
3
к/р
2
Синтаксис и пунктуация
10
1
3
4
Фонетика и правописание
Орфография
6
7
1
1
5
6
Лексикология
Повторение
7
1
1
Итого
34
4
№ п/п
1
2
3
№ п/п
1
2
3
№ п/п
1
2
3
№ п/п
Введение
Повторение
Синтаксис и пунктуация
Итого
9 класс
Наименование разделов и тем
http://gasprinskylibrary.ru/zhurnalyyildyiz-onlayn/
(журнал
«Йылдыз»)
https://vk.com/terciman_tukani книжный магазин «Терджиман»
https://vk.com/terciman_tukani книжный магазин «Терджиман»
http://gasprinskylibrary.ru/zhurnalyyildyiz-onlayn/
(журнал
«Йылдыз»)
6 класс
Наименование разделов и тем
Повторение изученного в 5 классе
Лексикология, фразеология
Морфология
Итого
7 класс
Наименование разделов и тем
Введение
Морфология. Самостоятельные части речи.
Служебные части речи.
Итого
8 класс
Наименование разделов и тем
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Всего часов
3
3
11
17
к/р
Всего часов
4
21
9
34
к/р
1
2
1
4
Всего часов
1
3
30
34
к/р
Всего часов
к/р
1
1
2
1
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
Введение
Повторение
Сложное предложение и его признаки
Сложносочиненное предложение
Сложноподчиненное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Сложное предложения с различными видами связи
Прямая речь. Диалог
Итого
1
2
1
3
5
1
2
2
17
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Приложение – 5-9 классы на 2023-2024 учебный год
1
1
2