Родная русская литература 5-9 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОИНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИМ. БРАТЬЕВ
КОНДРАТОВЫХ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Приложение №___
к ООП ООО,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2023 № 475
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
школьного методического объединения
учителей русской и крымскотатарской
филологии
МБОУ Воинский УВК им.братьев Кондратовых
от 30.08.2023г. № 1

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы Е.В. Грибачева
______________________
«31»_августа 2023г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_____________ В.В. Вичисенко
от 30.08.2023 г.

_______ Е.А.Максимова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная литература (русская)»
5-9 классы
на 2023/2024 учебный год
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

(Рабочая программа соответствует ФОП ООО, утверждѐнной приказом
Минпросвещенияот 18.05.2023 № 371)
ПРИНЯТО педагогическим советом школы
Протокол от 31.08.2023г. № 12
Составлена
учителями русского языка и литературы:
Болдыревой Е.В.
Вичисенко В.В.
Максимовой Е.А.

с. Воинка, 2023

Рабочая программа по родной литературе (русской) разработана в соответствии
Федеральным

законом

от

29

декабря

2012

г.

№

273-ФЗ

«Об

с:

образовании

в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральным
законом от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом
от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»; Указом Президента РФ
от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной
национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную
Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»; Приказом
Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении
федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №
1577), Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17. 12. 2010г. № 1897), примерной основной образовательной программы
основного общего образования, авторской программы 5-9 классы: О.М. Александрова,
О.В. Загоровская, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина, А.Г. Нарушевич, И.П. Васильевых -М. –
Учебная литература,2018; учебника

«Родная русская литература» под редакцией

О.М.Александровой, О.В.Загоровской, С. И. Богданова и др..-Просвещение,2018,
положения о рабочей программе по учебному предмету (5-9 классов 2023-2024 уч.года)
учителя-предметника МБОУ Воинский УВК им.братьев Кондратовых Приказ от 31.08.2023 г. №
475.

Электронные образовательные ресурсы
Gramma.ru (http://www.gramma.ru/1.php?ir=13&ip=0&id=4 )
Коллекция словарей и энциклопедий: Ожегов, Даль, Ушаков, БЭС, Мюллер; биографии
(http://dic.academic.ru )
Национальный корпус русского языка http://www.ruscorpora.ru/
Русские словари (http://www.slovari.ru/ )
Программа рассчитана в 5 классе- 0,5 часа в неделю, 17 часов в год, в 6 классе – 0,5 часа в
неделю, 17 часов в год; в 7 классе – 1 час в неделю, 34 часа в год; в 8 классе – 1 час в
неделю, 34 часа в год; в 9 классе – 0,5 часа в неделю, 17 часов в год;
2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;

навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

понимание значимости родной русской литературы для вхождения в
культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативноэстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся
произведений родной русской литературы;

проявление ценностного отношения к родной русской литературе как
хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной
3

культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации и мира;

понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской
литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных
авторов, продолжающих в своѐм творчестве национальные традиции русской литературы;

осмысление ключевых для национального сознания культурных и
нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе
многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и
различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать
литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;

овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в
произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов,
содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

применение опыта общения с произведениями родной русской литературы
в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом
самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;

накопление опыта планирования собственного досугового чтения
произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих
читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс
Наименование
раздела, темы
Раздел 1.
РОССИЯ —
РОДИНА МОЯ
( 2ч.)
Города земли
русской (2ч)

Содержание
«Преданья старины глубокой»
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России,
русском народе. 1ч
Русские народные и литературные сказки (не менее двух произведений)
. «Лиса и медведь»- русская народная сказка.
К.Г.Паустовский. Сказка «Дремучий медведь». 1ч
«Края Москвы, края родные…»
А.С.Пушкин. «На тихих берегах Москвы…» М.Ю.Лермонтов.
«Москва,Москва!..люблю тебя, как сын…» 1ч
Л.Н.Мартынов. «Красные ворота».
А.П.Чехов. «В Москве на Трубной площади». 1ч

4

Родные
просторы (2ч)

«Страна березового ситца».
И.С.Соколов-Микитов. Рассказ «Русский лес». 1ч
«Мне лепетал любимый лес»
А.В.Кольцов. Стихотворение «Лес». В.А.Рождественский. «Береза».
В.А.Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…» 1ч

Раздел 2.
Русские
традиции (3 ч)

Рождество
Б.Л.Пастернак. «Рождественская звезда». В.Д.Берестов. «Перед
Рождеством» 1ч
Святочные рассказы
А.И.Куприн. Рассказ «Бедный принц». 1ч
И.А.Ильин. «Рождественское письмо». 1ч

Тепло родного
дома (3ч)

«О строении домовном»: семейные ценности
И.А.Крылов. Басня «Дерево». 1ч
И.А.Бунин. Рассказ «Снежный бык». 1ч
В.И.Белов. «Скворцы». 1ч

Раздел 3.

«Не до ордена. Была бы Родина».
Ф.Н.Глинка. «Авангардная песнь». Д.В.Давыдов. «Партизан». 1ч
Загадки русской души
К.Г.Паустовский. «Похождения жука-носорога». 1ч
Ю.Я.Яковлев. «Сыновья Пешеходова». 1ч
О ваших ровесниках
К.И.Чуковский. «Серебряный герб». 1ч
Итоговый тест за курс 6 класса 1ч

Русский
характеррусская душа
(5ч)

17ч

6 КЛАСС
Наименование
раздела, темы
Раздел 1.
РОССИЯ —
РОДИНА МОЯ
( 6ч.)

Содержание
Русские былины - богатыри и богатырство. Былина «Илья Муромец и
Святогор» Былинные сюжеты и герои в русской литературе.И. А.
Бунин. «Святогор и Илья». 1ч
М. М. Пришвин. «Певец былин» 1ч
Города земли русской
Русский Север - Архангельск в русской литературе: С. Г. Писахов.
«Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня) 1ч
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из
книги «Поморские были и сказания») 1ч
Стихи русских поэтов о зиме:
5

Раздел 2
РУССКИЕ
ТРАДИЦИИ
(5ч)

Раздел 3.
РУССКИЙ
ХАРАКТЕР –
РУССКАЯ
ДУША (6ч)

И. С. Никитин. «Встреча Зимы» А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу
занесло…» Н. М. Рубцов. «Первый снег» 1ч
По мотивам русских сказок о зиме:
Е. Л. Шварц. «Два брата» 6ч
Масленица:
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…» А. Д. Дементьев.
«Прощѐное воскресенье» 1ч
А. П. Чехов. «Блины» Тэффи. «Блины» 1ч
Всюду родимую Русь узнаю:
В. А. Рождественский. «Русская природа» 1ч
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок» 1ч
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером» 1ч
Оборона Севастополя:
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе» А. А. Фет.
«Севастопольское братское кладбище» Рюрик Ивнев. «Севастополь» 1ч
Чудеса нужно делать своими руками:
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль» 1ч
Чудеса нужно делать своими руками:
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной» 1ч
Реальность и мечты:
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент) 1ч
На русском дышим языке:
К. Д. Бальмонт. «Русский язык». Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не
русский…» 1ч
Итоговый тест за курс 6 класса 1ч

17ч

7 КЛАСС
Блок

Тема

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Преданья старины Русские народные песни (исторические и лирические):
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы,
глубокой
ветры, ветры буйные…» 1ч
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской
литературе:А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине»
Города земли
(песня 1)1ч
русской
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»А.
Родные просторы
К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»1ч
Сибирский край:В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…»
(глава «Тобольск»)
А. И. Солженицын.

Количест
во часов
7

6

«Колокол Углича»1ч
Русское поле:И. С. Никитин. «Поле»1ч
И. А. Гофф. «Русское поле»1ч
Д. В. Григорович. «Пахарь» ( главы из повести)1ч

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

10

Пасха:
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»1ч
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху»1ч
Праздники
русского мира
Тепло родного
дома

А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину)1ч
А. П. Чехов. «Казак»1ч
Русские мастера:
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент)2ч
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент)2ч
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»2ч

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
На Первой мировой войне:
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»1ч
Не до ордена –
Г. М. Иванов. «О, твѐрдость, о, мудрость прекрасная…»,
была бы Родина
«Георгий Победоносец» 2ч
Н. С. Гумилѐв. «Наступление», «Война»2ч
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза» 1
Долюшка женская:Ф. И. Тютчев«Русской женщине»1ч
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…» 1ч
Загадки русской
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»1ч
души
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки» 1ч
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…» 1
Взрослые детские проблемы:
А. С. Игнатова. «Джинн Сева» 1ч
О ваших
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы
ровесниках
«Изумрудная рыбка», 2ч
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»). 2ч
Такого языка на свете не бывало:
Лишь слову жизнь
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не
дана
старовер…» 1ч
Итоговый тест за курс 7 класса 1ч
34ч

17

2

1
1

8 КЛАСС
Блок

Тема

Количес
тво
7

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин:
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа)
Преданья
С. Н. Марков. «Сусанин»О. А. Ильина. «Во время
старины глубокой
грозного и злого поединка…»
(3ч)
О.А.Ильина-Боратынская «Во время грозного и злого
поединка»
По Золотому кольцу:
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
Города земли
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
русской (4ч)
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль»
В. А. Степанов. «Золотое кольцо»
Волга – русская река: «Уж ты, Волга-река, Волгаматушка!..» (русская народная песня).Н. А. Некрасов.
Родные просторы
«Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе
(4ч)
старого Наума»)
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент)
Праздники
русского мира
(4ч)
Тепло родного
дома (5ч)

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Троица:И. А. Бунин. «Троица»
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка»
Родство душ:Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести)

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена –
была бы Родина
Дети на войне:
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)

Загадки русской
души
О ваших
ровесниках
Лишь слову
жизнь дана

Сеятель твой и хранитель:
И. С. Тургенев. «Сфинкс»
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»

часов
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
2
3
14
3

1
1

Пора взросления:Б. Л. Васильев. «Завтра была война»
(главы)
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Язык поэзии:Дон Аминадо. «Наука стихосложения»

4

Итоговый тест за курс 8 класса

1

3
1

34ч

8

9 КЛАСС
Блок

Тема

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и
литературе:
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская
народная
песня)
Преданья
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в
старины
сокращении)
глубокой
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина»
(фрагмент)
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года»
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент)
Петербург в русской литературе:
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы»
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в
облаченьи…»)
Города земли
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных
русской
разворотах…»)
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава
«Фонарикисударики»)
Степь раздольная:
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская
Родные
народная песня)
просторы
П. А. Вяземский. «Степь»
И. З. Суриков. «В степи»
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Августовские Спасы:
К. Д. Бальмонт. «Первый спас»
Праздники
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок»
русского мира
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас»
Родительский дом:
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы)
Тепло родного
В. П. Астафьев. «Далѐкая и близкая сказка» (рассказ из
дома
повести
«Последний поклон»)
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена –
Великая Отечественная война:

Количест
во часов
6

2

2

2

5

2

2

1
6
2
9

была бы Родина

Загадки русской
души
О ваших
ровесниках

Н. П. Майоров. «Мы»
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазѐр, лентяйзавистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов»
Е. И. Носов. «Переправа»
Судьбы русских эмигрантов:
Б. К. Зайцев. «Лѐгкое бремя»
А. Т. Аверченко. «Русское искусство»

1

Прощание с детством:
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент)

1

Лишь слову
жизнь дана

«Припадаю к великой реке…»:
И. А. Бродский. «Мой народ»
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
Проверочная работа по итогам изучения раздела

1
1
17ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
раздела

Наименование разделов и тем

Учебные часы Контрольные
работы

1

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6ч.)

6

-

2

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (6ч)

6

-

3

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ
ДУША (5 ч)
ИТОГО

5

1

17

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
раздела

Наименование разделов и тем

Учебные часы Контрольные
работы

1

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6ч.)

6

-

2

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5ч)

5

-

3

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ
ДУША (6ч)
ИТОГО

6

1

17

1

10

7 КЛАСС
№
раздела

Наименование разделов и тем

Учебные Контрольные
часы
работы

1

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

7

-

2

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

10

-

3

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
ИТОГО

17
34

-

8 КЛАСС
№
раздела

Наименование разделов и тем

Учебные
часы

Контрол
ьные
работы

1

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

11

-

2

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

9

-

3

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
ИТОГО

14
34

1
1

9 КЛАСС
№
раздела

Наименование разделов и тем

Учебные
часы

Контрол
ьные
работы

1

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

6

-

2

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

5

1

3

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
ИТОГО

6
17

1
2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Приложение 7-А, 7-Б, 8-А, 8-Б, 8-В классы на 2023-2024 г.
Приложение 5-А, 5-Б, 5-В, 6-А, 6-Б, 6-В классы на 2023-2024 г.
Приложение 9-А, 9-Б классы на 2023-2024 г.

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».