Программа воспитательной работы, 2025г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воинский учебно-воспитательный комплекс имени братьев Кондратовых»
муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым

УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ Воинский УВК
им. братьев Кондратовых
Грибачева Е.В.
Приказ № 226 от «16» мая 2025 г.

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воинский учебно-воспитательный комплекс имени братьев
Кондратовых» муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым
I.

Общие положения

1. Программа воспитательной работы МБОУ Воинский УВК имени
братьев Кондратовых (далее - Программа) разработана в соответствии с
Федеральным законом от 28.12.2024 №543 –ФЗ и на основании Федеральной
программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их
оздоровления, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской
Федерации №209 от 17.03.2025.
2. Программа обеспечивает единство воспитательного пространства,
ценностно-целевого содержания воспитания и воспитательной деятельности в
организации отдыха детей и их оздоровления.
3. Программа направлена на сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России1.
4. Программа разработана с учетом возрастных и психологических
особенностей участников, направлена на формирование у них патриотизма,
1

Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Федеральная программа - 06

социальной ответственности и уважения к многообразию культур народов
России, а также развитие личностных качеств, способствующих успешной
социализации, формированию экологического сознания и эстетического вкуса,
развитию способностей к самовыражению в различных видах творчества
и уважительного отношения к труду, укреплению ценности семьи, дружбы, труда и
знаний, поддержанию физического и психологического здоровья.
5. Методологической основой разработки и реализации Программы
воспитательной работы являются два основных подхода: системно-деятельностный
и аксиологический.
Системно-деятельностный
подход
подразумевает
организацию
воспитательной деятельности, в которой главное место отводится активной,
разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности ребенка и
специальным образом организованной совместной деятельности детей, вожатых и
педагогических работников в условиях временного детского коллектива или
временных детских групп, развитию их субъектной позиции.
Аксиологический подход подразумевает систему педагогических техник и
методов, которые способствуют развитию у детей и молодежи нравственных
качеств, ценностного восприятия мира, пониманию места ценностей в окружающей
действительности, формированию стремления к непрерывному саморазвитию.
6. Принципы реализации Программы:
принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
принцип системности, непрерывности и преемственности воспитательной
деятельности;
принцип единства концептуальных подходов, методов и форм воспитательной
деятельности;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и
их групп;
принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;
принцип реальности и измеримости итогов воспитательной деятельности.
II. Целевой раздел Программы
7. Целью Программы является актуализация, формирование и внедрение
единых подходов к воспитанию и развитию детей и молодежи в сфере организации
отдыха и оздоровления детей в преемственности с единой системой воспитания и
государственной политики в области образования подрастающего поколения в
Российской Федерации.
8. Задачами Программы являются:
разработка единых подходов к воспитательной работе педагогических
коллективов организации отдыха детей и их оздоровления, а также иных
организаций, осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие
программы в сфере детского отдыха;
внедрение единых принципов, методов и форм организации воспитательной
деятельности организаций отдыха детей и оздоровления в их применении к
процессу воспитания, формирования и развития субъектности детей в условиях

временных детских коллективов и групп;
разработка и внедрение единых подходов к развитию инструментов
мониторинга и оценки качества воспитательного процесса при реализации
Программы в организации отдыха детей и их оздоровления, а также в иных
организациях, осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие
программы в сфере детского отдыха.
9. При реализации цели Программы следует учитывать возрастные
особенности участников смены МБОУ Воинский УВК им.братьев Кондратовых
7 - 1 0 лет - дети младшего школьного возраста.
10. Конкретизация цели воспитательной работы применительно
к возрастным
3
особенностям детей позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты:
10.1. В воспитании детей младшего школьного возраста целевым
приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения участниками
социально значимых знаний - базовых норм поведения и культурно-исторических
традиций общества. Воспитание в этом возрасте направлено на формирование у
детей представлений о гражданских, нравственных и эстетических ценностях,
развивает чувство принадлежности к семье, коллективу и Родине.
10.2. В воспитании детей среднего школьного возраста целевым приоритетом
является создание условий для развития социально значимых и ценностных
отношений. Воспитательная работа в этом возрасте направлена на формирование
самостоятельности в принятии решений, осознанного отношения к гражданским
обязанностям, уважения к традициям и культурным ценностям, развивает
способность к социальной активности и навыки взаимодействия с окружающими.
10.3. Воспитание детей старшего школьного возраста ориентировано на
создание условий для приобретения опыта в осуществлении социально значимых
действий и инициатив. Целевым приоритетом является развитие гражданской
зрелости, осознанного выбора жизненных и профессиональных направлений,
формирование ответственности за свои поступки и готовности к активному участию
в общественной жизни, а также уважение к правам и обязанностям гражданина.
11. Разделы Программы раскрывают особенности формирования содержания
воспитательной работы, а блоки «Мир», «Россия», «Человек» определяют ключевые
сквозные векторы содержания инвариантных и вариативных модулей в
воспитательной работе в МБОУ Воинский УВК имени братьев Кондратовых
III.
Содержательный раздел
12. В основу каждого направления воспитательной работы в МБОУ
Воинский УВК имени братьев Кондратовых заложены базовые ценности, которые
способствуют всестороннему развитию личности и успешной социализации в
современных условиях.
Основные направления воспитательной работы МБОУ Воинский УВК имени
братьев Кондратовых включают в себя:
гражданское воспитание:
формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к
общности граждан Российской Федерации, к многонациональному народу России
как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней

российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей
гражданина Российской Федерации;
патриотическое воспитание:
воспитание любви к своему народу и уважения к другим народам России,
формирование общероссийской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание:
воспитание детей на основе духовнонравственной культуры народов России,
традиционных религий народов России, формирование традиционных российских
семейных ценностей;
эстетическое воспитание:
4
формирование эстетической культуры на основе российских традиционных
духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства;
трудовое воспитание:
воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и
других людей), ориентации на развитие самостоятельности, трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в
труде, профессиональной деятельности;
физическое воспитание:
формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального
благополучия: компонент здоровьесберегающей работы, создание благоприятного
психологического климата, обеспечение рациональной и безопасной организации
оздоровительного процесса, эффективной физкультурно- оздоровительной работы,
рационального питания, создание безопасной среды, освоение детьми норм
безопасного поведения в природной, социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
экологическое воспитание:
формирование экологической культуры, ответственного, бережного
отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных
духовных ценностей;
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и
других людей, природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных
интересов и общественных потребностей.
13. В общем блоке реализации содержания «Мир» учитываются такие
категории, как мировая культура, знакомство с достижениями науки с античных
времен до наших дней, вклад российских ученых и деятелей культуры в мировые
культуру и науку; знакомство с духовными ценностями человечества.
Содержание блока «Мир» реализуется в следующих формах:
информационные часы «Жизнь замечательных людей», на которых детям
демонстрируются образцы нравственного поведения через знакомство с
историческими деятелями науки и культуры разных стран и эпох, с героямизащитниками Отечества;
игровые форматы, направленные на знакомство с мировым и общероссийским
культурным наследием литературы, музыки, изобразительного творчества,
архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации;

тематические мероприятия, направленные на формирование культуры мира,
позволяющие детям осознать важность уважения к разнообразию культур и
народов, развить навыки гармоничного взаимодействия и сотрудничества;
события и мероприятия, отражающие ценности созидания и науки:
стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям,
образованию, создание единого интеллектуального пространства, позволяющего
популяризировать формы детского интеллектуального досуга: проведение
интеллектуальных и познавательных игр; просмотр научно-популярных фильмов;
мероприятия и дела, направленные на изучение России, русского языка и
языков народов России, родного края, населенного пункта
как культурного
5
пространства, фольклорные праздники в контексте мировой культуры и
нематериального наследия;
тематические беседы и диалоги на тему духовно-нравственного воспитания;
проведение обсуждений на темы морали, духовных ценностей, честности,
справедливости и милосердия.
14. В общем блоке реализации содержания «Россия» предлагаются пять
комплексов мероприятий:
14.1. Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его
тысячелетней историей, общероссийской культурной принадлежностью и
идентичностью, историческим единством народа России, общностью его
исторической судьбы, памятью предков, передавших любовь и уважение к
Отечеству, веру в добро и справедливость.
Формы мероприятий:
Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага
Российской Федерации в день открытия (закрытия) смены и в дни государственных
праздников Российской Федерации, а также ежедневные церемонии подъема
(спуска) Государственного флага Российской Федерации;
тематические дни;
использование в работе материалов о цивилизационном наследии России,
включающих знания о родной природе, достижения культуры и искусства.
14.2. Второй комплекс мероприятий связан с суверенитетом и безопасностью,
защитой российского общества, народа России, памяти защитников Отечества и
подвигов героев Отечества, сохранением исторической правды.
Форматы мероприятий:
проведение тематических занятий о героизме и мужестве, раскрывающих
важность сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную
землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о
военных преступлениях нацистов, которые не имеют срока давности;
проведение встреч с героями России, организация клубов юных историков,
деятельность которых направлена на просвещение, сохранение и защиту
исторической правды;
посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных
увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их
пособников в годы Великой Отечественной войны.
14.3. Третий комплекс мероприятий направлен на служение российскому

обществу и исторически сложившемуся государственному единству и
приверженности Российскому государству и раскрывает многообразие
национальностей России, российского общества: национальные общины, религии,
культуры, языки.
С целью формирования у детей и подростков гражданского самосознания
могут проводиться информационные часы и акции.
14.4. Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языком государственным языком Российской Федерации.
организация выставок книг, посвященных русскому языку, русской
литературе и русской культуре;
6
культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство с
историей и богатством русского языка, его ролью в культуре и искусстве: лекции,
беседы, литературные вечера, посвященные выдающимся писателям, поэтам и
языковым традициям России.
Проекты, включающие игры и акции, связанные с орфографией и
пунктуацией, направленные на развитие языковой грамотности через увлекательные
форматы, а также конкурсы, посвященные русскому языку, которые помогают
детям и подросткам раскрыть творческий потенциал, литературные конкурсы,
конкурсы чтецов; реконструкция русских народных праздников; проекты по
собранию русских пословиц и поговорок; крылатых выражений о родстве, дружбе,
верности и других нравственных ориентирах.
14.5. Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой Родины,
своего края, России), с ответственностью за сохранение природы перед будущими
поколениями и бережным отношением в использовании природных ресурсов.
Формы мероприятий:
экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания детей;
экскурсии по территории, знакомящие детей с природными объектами,
позволяющие изучать природные объекты в естественной среде, обеспечивающие
взаимосвязь и взаимозависимость в целостной экосистеме; беседы об особенностях
родного края;
акции, демонстрирующие преимущества раздельного сбора твердых
коммунальных отходов, повторного использования, бережного отношения к
ресурсам: воде, электричеству, которые учат детей минимизировать или
ликвидировать вред, наносимый природе;
свод экологических правил в отряде и в целом в организации отдыха детей и
их оздоровления;
ведение дневника погоды (для детей младшего школьного возраста), обучение
приемам определения температуры воздуха, облачности, типов облаков,
направления ветра (при наличии метеорологической станции в организации отдыха
детей и их оздоровления);
конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на экологическую тематику;
встречи и беседы с экспертами в области экологии, охраны окружающей среды,
учеными, эко-волонтерами.
15. Общий блок реализации содержания «Человек» отражает комплекс

мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового образа жизни,
личной и общественной безопасности .
Реализация воспитательного потенциала данного блока предусматривает:
проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий: зарядка,
спортивные игры и соревнования;
беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение
интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
создание условий для физической и психологической безопасности ребенка в
условиях организации отдыха детей и их оздоровления, профилактика травли в
детской и подростковой среде, психолого-педагогическое
сопровождение
7
воспитательного процесса в организации;
проведение целенаправленной работы всего педагогического коллектива по
созданию эффективной профилактической среды и обеспечение безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного
поведения на дорогах и в транспорте, правилами пожарной безопасности,
правилами безопасности при занятиях спортом, правилами поведения на водоемах,
правилами поведения в общественных местах, правилами поведения при массовом
скоплении людей;
проведение тренировочной эвакуации при пожаре или обнаружении
взрывчатых веществ;
разработка и реализация разных форм профилактических воспитательных
мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде,
против вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, в деструктивные
молодежные, религиозные объединения, субкультуры, информирующие о
безопасности дорожного движения, противопожарной безопасность, гражданской
обороны, антитеррористической, антиэкстремистской безопасности;
организация превентивной работы со сценариями социально одобряемого
поведения, развитие у детей навыков рефлексии, самоконтроля, устойчивости к
негативному воздействию, групповому давлению;
мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей и
подростков социально-ценностного отношения к семье как первоосновы
принадлежности к многонациональному народу России, Отечеству;
игры, проекты, мероприятия, направленные на формирование бережного
отношения к жизни человека, личностной системы семейных ценностей,
воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа.
16. Инвариантные общие содержательные модули включают:
16.1. Модуль «Спортивно-оздоровительная работа» .
Спортивно-оздоровительная работа в МБОУ Воинский УВК имени братьев
Кондратовых включает в себя организацию оптимального двигательного режима с
учетом возраста детей и состояния их здоровья.
Физическое воспитание реализуется посредством:
физкультурно-оздоровительных занятий, которые проводятся с детьми по
графику, максимально на открытых площадках;

различных видов гимнастик, утренней вариативной зарядки (спортивная,
танцевальная, дыхательная, беговая, игровая);
динамических пауз в организации образовательной деятельности и режимных
моментов;
спортивно-массовых
мероприятий,
предполагающих
спартакиады,
спортивные соревнования, праздники, викторины, конкурсы;
организации работы по знакомству с правилами здорового питания с
использованием материалов официального сайта Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «здоровое-питание.рф».
Спортивно-оздоровительная работа строится во
взаимодействии с
8
медицинским персоналом с учетом возраста детей и показателей здоровья.
16.2. Модуль «Культура России».
Данный модуль реализуется в целях содействия формированию нравственной,
ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности, соотносится с
задачами государственной политики в области интересов детей, а также в части
поддержки и сохранения традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, а также является инструментом передачи свода моральных, этических и
эстетических ценностей, составляющих ядро национальной российской
самобытности, в деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления.
Воспитательная работа предполагает просмотр отечественных кинофильмов,
спектаклей, концертов и литературно-музыкальных композиций; участие в
виртуальных экскурсиях и выставках; проведение «громких» чтений, чтений по
ролям; постановки спектаклей; реализацию иных форм мероприятий на основе и с
привлечением произведений, созданных отечественными учреждениями культуры,
в том числе в рамках тематического дня.
Организация воспитательной работы в рамках модуля «Культура России»
возможна с использованием различных безвозмездных электронных ресурсов,
созданных в сфере культуры: «Культура.РФ», Национальная электронная
библиотека, Национальная электронная детская библиотека, Президентская
библиотека и других.
16.3. Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение».
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется при наличии
в штате организации отдыха детей и их оздоровления педагога-психолога и
включает в себя описание работы педагога-психолога (структурного подразделения
оказания психолого-педагогической помощи организации отдыха детей и их
оздоровления), которая базируется на соблюдении профессиональных принципов
сообщества педагогов-психологов.
Комплексная работа педагога-психолога (структурного подразделения
оказания психолого-педагогической помощи организации отдыха детей и их
оздоровления) включает в себя вариативность направлений психологопедагогического сопровождения детей на протяжении всего периода их пребывания
в организации отдыха детей и их оздоровления: сохранение и укрепление
психического здоровья детей; содействие в раскрытии творческого потенциала
детей и их способностей, выявление и психологическая поддержка одаренных

детей, детей с особыми образовательными потребностями; психологопедагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
детей ветеранов боевых действий; детей участников (ветеранов) специальной
военной операции; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной
среде и среде сверстников; поддержка детских объединений. Формы психологопедагогического сопровождения: консультирование, диагностика, коррекционноразвивающая работа, профилактика, просвещение.
16.4. Модуль «Детское самоуправление».
16.4.1. На уровне организации отдыха детей9 и их оздоровления:
самоуправление в организации отдыха детей и их оздоровления может
складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным
органам самоуправления относятся: дежурный отряд, творческие и инициативные
группы, советы дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в
себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов.
16.4.2. На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по
инициативе и предложениям членов отряда, представляющих интересы отряда в
общих делах организации отдыха детей и их оздоровления, при взаимодействии с
администрацией организации отдыха детей и их оздоровления.
16.4.3. Структура самоуправления строится с учетом уклада организации
отдыха детей и их оздоровления, тематической и игровой модели смены, с
определением необходимости создания органов для координации всех сторон
жизни в отряде, в организации отдыха детей и их оздоровления, выбора их названия
(советы, штабы, клубы) и возложения поручений на них.
16.4.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции детей направлена на формирование у детей ориентации на
активную жизненную позицию, инициативность, вовлечение их в совместную
деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности детей строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех детей о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа детей);
соответствия символов и процедур награждения укладу организации отдыха
детей и их оздоровления, качеству воспитывающей среды, символике организации
отдыха детей и их оздоровления;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения в целях
стимулирования индивидуальной и коллективной активности детей, преодоления
межличностных противоречий между детьми, получившими и не получившими
награды;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).

Система поощрения в организации отдыха детей и их оздоровления включает
в себя набор педагогических средств, приемов, методов, обеспечивающих
стимулирование индивидуального развития ребенка и коллективного роста отряда.
В программе необходимо предусмотреть, как отмечать индивидуальные заслуги
ребенка и коллективные достижения отрядов.
Поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции детей происходит на организационном уровне и предполагает привлечение
ребенка к участию в делах отряда и всей организации отдыха детей и их
оздоровления, включение в органы самоуправления, где ребенку предоставляется
право голоса при решении ряда проблем, как правило, социального
характера; на
10
социальном уровне представляет собой: вручение наград, дипломов за участие и
победу в конкурсных мероприятиях; объявление благодарности ребенку родителю
(родителям) или законному представителю (законным представителям) за личные
достижения; публичные поощрения отрядных и индивидуальных достижений, в том
числе создание портфолио; размещение фотографий на почетном стенде или в
официальных социальных сетях организации отдыха детей и их оздоровления;
ступени роста статуса ребенка; на эмоциональном уровне как создание ситуации
успеха ребенка, которая формирует позитивную мотивацию и самооценку.
16.5. Модуль «Инклюзивное пространство».
Инклюзивное образовательное пространство строится как комфортная и
доступная среда для детей с особыми образовательными потребностями и должно
быть направлено на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья
(далее - ОВЗ), инвалидностью и адаптацию их в самостоятельной жизни.
При организации инклюзивного пространства создаются особые условия:
организационное обеспечение (нормативно-правовая база); материальнотехническое обеспечение, включая архитектурную доступность; кадровое
обеспечение, в том числе комплексное психолого-педагогическое сопровождение
ребенка с ОВЗ, инвалидностью на протяжении всего периода его пребывания в
организации отдыха детей и их оздоровления;
программно-методическое
обеспечение
(реализация
адаптированных
образовательных программ, программ коррекционной работы).
Специальными задачами воспитания детей с особыми образовательными
потребностями
являются:
налаживание
эмоционально-положительного
взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и
интеграции в организации отдыха детей и их оздоровления; формирование
доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны всех участников
воспитательного процесса; построение воспитательной работы с учетом
индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
При организации воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью следует
ориентироваться на:
формирование
личности
ребенка
с
особыми
образовательными
потребностями с использованием соответствующих возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания детей с особыми
образовательными потребностями и их сверстников с использованием

вспомогательных технических средств коллективного и индивидуального
пользования и педагогических приемов, организацией совместных форм работы
вожатых, воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителейдефектологов;
личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Ключевым условием создания инклюзивного пространства является
равноправное включение в общий воспитательный процесс всех участников смены
(детей с ОВЗ, детей с особыми образовательными потребностями, их нормативно
развивающихся сверстников, воспитателей, вожатых,11 педагогов-психологов,
учителей-логопедов, учителей-дефектологов).
16.6. Модуль «Профориентация».
Воспитательная деятельность по профориентации включает в себя
профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб и осуществляется через:
профориентационные игры: симуляции, сюжетно-ролевые и деловые игры,
квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о
способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной детям профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области
профориентации, представителями разных профессий, дающие детям начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов: просмотр
лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах.
16.7. Модуль «Коллективная социально значимая деятельность в
Движении Первых».
Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с Движением
Первых с целью формирования у детей представления о назначении Движения
Первых, о его месте и роли в достижении приоритетных национальных целей
Российской Федерации и своем личном вкладе в социально значимую деятельность.
Предусмотрено включение в Программу воспитательной работы следующих
форматов:
программа профильной смены Движения Первых - программы для детей в
возрасте от 7 до 17 лет, выстроенные по логике конструктора профильных смен
Движения Первых и направленные на приобщение подрастающего поколения к
российским традиционным духовно-нравственным ценностям, создание условий
для личностного развития и гражданского становления детей, усвоение ими норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, вовлечение в
деятельность Движения Первых. Профильные смены Движения Первых проводятся
во всех организациях отдыха детей и их оздоровления разных типов во всех
регионах. Одним из вариантов профильных смен Движения Первых для младших
школьников является программа «Содружество Орлят России»;
Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках следующих

возможных мероприятий и форм воспитательной работы:
акции по благоустройству территории, посадке деревьев, уборке природных
зон - вклад в сохранение окружающей среды и экологическое благополучие;
акции по защите животных - сбор корма для приютов, изготовление кормушек
для птиц и так далее, что развивает чувство ответственности и доброты;
обучение навыкам оказания первой помощи - тренинги по оказанию первой
помощи помогают детям научиться заботиться о других и быть полезными в
экстренных ситуациях;
благоустройство мемориалов и памятных мест, изучение исторического
значения этих объектов с целью укрепления патриотизма
и чувства уважения к
12
культурному наследию.
17. Вариативные содержательные модули.
17.1. Модуль «Экскурсии и походы».
Для детей и подростков организуются туристские походы, экологические
тропы, тематические экскурсии: профориентационные, экскурсии по памятным
местам и местам боевой славы, в музей, картинную галерею, технопарк.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у
детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
безопасного поведения в природной среде, самообслуживающего труда, обучения
рациональному использованию своего времени, сил и имущества.
В зависимости от возраста детей выбирается тематика, форма,
продолжительность, оценка результативности экскурсии и похода.
18.Уровни реализации содержания включают в себя:
17.2. Общелагерный уровень, который определяет установки содержания и
демонстрацию ценностного отношения по каждому из смысловых блоков: «Мир»,
«Россия» (включая региональный компонент), «Человек». Каждая встреча всех
участников смены, включая все направления и всех специалистов, должна
представлять собой совместное «проживание» участниками эмоционального опыта,
способствующего принятию ценностей, определяющих воспитательный компонент.
17.3. Межотрядный уровень, который позволяет расширить спектр
коммуникативного пространства для ребенка. События организуются исходя из
возрастных особенностей и предполагают реализацию содержания по дружинам.
Одной из эффективных и универсальных форм работы на данном уровне является
гостевание отрядов («отряд в гостях у отряда»), которое предполагает взаимную
подготовку и знакомство друг друга с особенностями своего уклада.
17.4. Групповой уровень, который соотносится с реализацией содержания в
формате объединений детей из разных отрядов в рамках единого выбранного
самими детьми направления: секции, студии и кружки, органы самоуправления на
общелагерном уровне. Особенность работы заключается в разновозрастном
формате совместной деятельности.
17.5. Отрядный уровень, который является ключевым воспитывающим
пространством, создающим уникальную среду совместного проживания и
совместного творчества детей и взрослых. Реализация воспитательного потенциала

отрядной работы предусматривает:
планирование и проведение отрядной деятельности;
поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им
возможности обсуждения и принятия решений, создание благоприятной среды для
общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем,
конфликтных ситуаций;
организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных мероприятий, позволяющих вовлекать в них детей с разными
потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и
укреплять доверительные отношения, стать для них наставником,
задающим
13
образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные
мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и других;
формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через
игры, элементы тренингов на сплочение и командообразование, огонек знакомства,
визитные карточки отрядов;
предъявление единых требований по выполнению режима и распорядка дня,
по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно- гигиенических
требований;
принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут
следовать в организации отдыха детей и их оздоровления, а также символов,
названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность к
конкретному коллективу;
диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление
лидеров, референтных групп, непопулярных детей через наблюдение, игры, анкеты;
аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия,
анализ смены, результатов;
поддержку детских инициатив и детского самоуправления через деятельность
лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда
представляющих интересы отряда в общих делах организации отдыха детей и их
оздоровления, при взаимодействии с администрацией организации отдыха детей и
их оздоровления. При формировании структуры отрядного самоуправления
возможно применение метода чередования творческих поручений;
проведение сбора отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор,
утренний информационный сбор отряда и другие;
проведение огоньков (особое межличностное внутригрупповое камерное
общение, отличающееся откровенностью, доброжелательностью, эмпатичностью и
поддержкой): огонек знакомства, огонек организационного периода, огонек- анализ
дня, огонек прощания, тематический огонек, коллективное обсуждение отрядом и
педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде
взаимоотношений;
организация коллективно-творческих дел (КТД). КТД как особый тип формы
воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы направлена
на создание нового продукта (творческого продукта), улучшающего окружающую
действительность (основу данной методики составляет коллективная творческая

деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах
организации деятельности от планирования до анализа).
18. Система индивидуальной работы с ребенком, а также психологопедагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации отдыха
детей и их оздоровления направлена на создание комфортных условий для развития
коммуникативной компетенции у воспитанников.
IV.

Организационный раздел

19. Особенности воспитательной работы в МБОУ14Воинский УВК имени
братьев Кондратовых обусловлены прежде всего их ресурсным потенциалом,
продолжительностью пребывания ребенка в организации отдыха детей и их
оздоровления в течение дня, его занятостью, в том числе обязательной
образовательной или трудовой деятельностью, а также средой, в которой
реализуется Программа.
20. Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей
организуется на базе общеобразовательной организации. Для лагеря с дневным
пребыванием детей характерны формы работы, не требующие длительной
подготовки, репетиций с участниками. Предпочтение отдается игровым,
конкурсным формам, использующим экспромт в качестве одного из методов. В
связи с тем, что основную часть педагогического коллектива лагеря с дневным
пребыванием детей составляют педагогические работники общеобразовательной
организации, в календарном плане воспитательной работы преобладают привычные
для образовательной организации форматы.
21. Уклад МБОУ Воинский УВК имени братьев Кондратовых задает
расписание деятельности организации и аккумулирует ключевые характеристики,
определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад организации
включает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений,
традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности,
определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытность
организации. На формирование уклада МБОУ Воинский УВК имени братьев
Кондратовых влияют региональные особенности: исторические, этнокультурные,
социально- экономические, художественно-культурные, а также тип поселения.
22. Элементами уклада являются:
22.1. Быт организации отдыха детей и их оздоровления является элементом
уклада повседневной жизни детей, вожатых, сотрудников организации
Продолжительность смены 21 день. Количество смен – 1. Программа рассчитана на
учащихся 1-4 классов. Руководство смены осуществляется начальником лагеря, за
программное и методическое обеспечение отвечают воспитатели. Задача
воспитателей: максимально обеспечить всех ребят возможностью
интеллектуального развития школьников, их познавательных интересов,
продуктивно работать по охране и укреплению здоровья детей. Проводятся
ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и
подводится итог прошедшего дня.
Содержание программы реализуется через следующие направления:

Спортивно-оздоровительное;
Образовательно-содержательное направление (экологическое воспитание);
Художественно-творческая деятельность;
Досуговое;
Патриотическое.
22.2. Режим, соблюдение которого связано с обеспечением безопасности,
охраной здоровья ребенка, что подкреплено правилами: «закон точности» («нольноль»), «закон территории» и другие.
Режим дня.
15
Время

План работы

8.30 - 8.40 Встреча детей «Утром солнышко встает —Спать ребятам не дает.
8.40 - 8.50 Линейка «Что несѐт нам день грядущий, обязательно послушай!»
8.50 - 9.00 Утренняя зарядка «Чтобы быть весь день в порядке,Надо делать
нам зарядку!»
9.00 - 9.30 Завтрак «Нас столовая зовет, Полезная каша и вкусный компот!»
9.30 - 10.00 Беседы, инструктажи, минутки здоровья по плану. «Чтобы
всегда здоров, Слушай наших докторов»

был

10.00 – 11.00
Спортивно-оздоровительный час «Лишь заслышим зов
игры, Быстро на улицу выбежим мы, Ждет нас здесь много забав интересных,
соревнований, прогулок чудесных!»
11.00-12.30
Экскурсии, походы, мероприятия по плану. «Тайны природы
пойдѐм открывать, Для этого нужно в пути не зевать!»
12.30-13.00 Обед «Берѐм ложки, берѐм хлеб И садимся на обед»
13.00 -13.30
Художественно-творческая
деятельность
(конкурсы,
творческие мероприятия, работа по плану)
«Вместе с отрядом сил не
жалей, Пой, танцуй, рисуй и клей!»
22.3.
Символическое пространство Пришкольного лагеря с дневным
пребыванием детей на базе МБОУ Воинский УВК им. братьев Кондратовых
«Остров РИО» включает в себя традиции, правила, легенды, кричалки, песенномузыкальную культуру, ритуалы и другие.
Принципы лагеря:
«Дойти до каждого»- это основной принцип работы лагеря.
«Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому
из пассивных поглотителей информации вырастают творцы, созидатели.

Принцип взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопомощи между всеми
участниками смены. «Уважая личность ребѐнка» - создаѐтся атмосфера бережного
отношения к личности ребенка.
«У каждого своѐ дело, а вместе мы команда!» - каждый в лагере занят своим делом,
у каждого своя ответственность, но общий результат.
Принцип самореализации детей на основе самопознания и самоопределения.
Принцип стимулирования творчества детей на основе включения их в реальные
социально-значимые отношения.
Принцип эмоциональной привлекательности процесса жизнедеятельности,
основанного на учете интересов и потребностей детей.
16
Каждый элемент символического пространства организации отдыха детей и их
оздоровления имеет условный (символический) смысл и эмоциональную окраску,
тесно связанную по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями
и принципами жизнедеятельности организации и государственной политикой в
области воспитания, используемые в практической деятельности. Песенномузыкальная культура основана на отечественном наследии, лучших образцах
песенного и музыкального творчества. Легенды являются уникальным
инструментом осознания ребенком в процессе обсуждения с коллективом
нравственных категорий, ценностей, являющимися основой воспитательной работы
в организации отдыха детей и их оздоровления. Также к символическому
пространству относятся информационные стенды для детей и сотрудников,
отрядные уголки, дизайн воспитывающей среды, малые архитектурные формы,
которые взаимодополняют и усиливают воспитательных эффект посредством
интеграции в символическое пространство и игровую модель.
Ритуалы пришкольного лагеря:
торжественные (по поводу символических событий из жизни организации отдыха
детей и их оздоровления, общественной жизни): торжественные линейки, ритуалы,
связанные с атрибутами организации (знамя, флаг, памятный знак), организация
почетного караула, смотр, парад, ритуалы почести героям: возложение гирлянд и
другое;
ритуалы повседневной жизни: передача дежурства, начало или завершение дела,
дня, рабочая линейка.
23. Реализация Программы включает в себя:
23.1. Подготовительный (апрель-май) этап :
Участие в совещаниях, посвящѐнных подготовке к проведению летней
оздоровительной кампании;
Знакомство с правовыми документами нормативной базы, обеспечивающей
качественный отдых детей в текущем году;
Проведение совещаний при директоре по подготовке лагеря к летнему сезону;
Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
Разработка программы деятельности школьного летнего оздоровительного лагеря с
дневным пребыванием детей;
Отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
Составление необходимой документации для деятельности лагеря;
Организация помещений лагеря согласно нормам и требованиям СанПин;

Обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми;
Формирование списка детей, посещающих оздоровительный лагерь, на
основании заявлений родителей (законных представителей).
23.2. Организационный (первый день работы лагеря)
Встреча детей;
Начало реализации программы лагеря «Лето 2025»;
Линейка, открытие лагерной смены;
Знакомство с правилами внутреннего распорядка лагеря.
Система оценки качества (Вводная)
23.3.
17
Реализация основной идеи смены;
Вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;
Выездные мероприятия с посещением театров, музеев; (проведение данных
мероприятий
будет
зависеть
от
эпидимиологической
обстановки
в
Красноперекопском районе Республики Крым в июне 2025г.)
Проведение мероприятий профильной смены;
Система оценки качества (текущая)
23.4. Итоговый период
Линейка, закрытие лагерной смены;
Вручение грамот и благодарностей.
Система оценки качества (Итоговая).
23.5. Анализ воспитательной работы МБОУ Воинский УВК им. братьев
Кондратовых осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов
воспитания, личностными результатами воспитанников.
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере
является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с
целью выявления основных проблем и последующего их решения,
совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в детском лагере, являются:
 принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
 принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных –
таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и
отношений между детьми и взрослыми;
 принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей

воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности.
Критерии оценки эффективности функционирования воспитательной
программы:
Критерии эффективности:
 Эмоциональное состояние детей;
 Личностный рост;
 Физическое и психологическое здоровье;
18
 Приобретение опыта общения со сверстниками;
 Самореализация в творческой и познавательной деятельности;
 Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах
 Удовлетворенность детей.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря
проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день
ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную
работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Планирование анализа воспитательной работы включается в календарный
план воспитательной работы.
Основное внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:
реализации программы воспитательной работы в организации отдыха детей и их
оздоровления в целом; работы конкретных структурных звеньев организации
отдыха детей и их оздоровления (отрядов, органов самоуправления, кружков и
секций); деятельности педагогического коллектива; работы с родителем
(родителями) или законным представителем (законными представителями); работы
с партнерами.
Итогом результативности воспитательной работы (самоанализа) может
являться аналитическая справка, являющаяся основанием для корректировки
программы воспитания на следующий год.
24. Кадровое обеспечение реализации Программы предусматривает механизм
кадрового обеспечения МБОУ Воинский УВК имени братьев Кондратовых,
направленный на достижение высоких стандартов качества и эффективности в
области воспитательной работы с детьми .
В реализации программы участвуют:
1. Начальник лагеря –учитель начальных классов.
2. Воспитатели - учителя школы.
3.Медсестра.
5. Библиотекарь школьной библиотеки.
6. Повар и работники столовой.
7. Работники СП №3 «Воинский сельский Дом культуры ».
25. Методическое обеспечение реализации Программы предназначено для
специалистов, ответственных за реализацию содержания программы смены :
Закон «Об образовании РФ»;

Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;
Положение о лагере дневного пребывания;
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению
несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
Инструкции по организации и проведению экскурсий;
Приказы УО;
Должностные инструкции работников.
Для подготовки кадрового состава специалистами,
ответственными за
19
реализацию содержания программы, создается методический комплекс,
включающий типовые сценарии ключевых событий, памятки и инструкции,
дидактические материалы, диагностические материалы.
При организации обучения кадрового состава рекомендуется интегрировать
содержание Программы в план подготовки, позволяя специалистам организации
отдыха детей и их оздоровления получить опыт реализации Программы на
практике.
26. Материально-техническое обеспечение реализации Программы:
флагшток (в том числе переносной), Государственный флаг Российской
Федерации, флаг субъекта Российской Федерации, флаг организации отдыха детей
и их оздоровления (при наличии);
музыкальное оборудование и необходимые для качественного музыкального
оформления фонограммы, записи (при наличии);
оборудованные локации для общелагерных и отрядных событий, отрядные
места, отрядные уголки (стенды);
спортивные площадки и спортивный инвентарь;
канцелярские принадлежности в необходимом количестве для качественного
оформления программных событий;
специальное оборудование, которое необходимо для обеспечения
инклюзивного пространства ( приспособления для самостоятельной обслуживания,
адаптированные игрушки.

Календарный план воспитательной работы
летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ Воинский УВК
им. братьев Кондратовых «Остров РИО»
на 2025 год
Календарный план воспитательной работы детского лагеря составлен с целью
конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и организации единого
2
пространства воспитательной работы детского лагеря.
План разделен на модули, которые отражают направления воспитательной
работы детского лагеря в соответствии с Программой воспитания и определяет
уровни проведения мероприятий.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации 2025 год - год 80летия Победы в Великой Отечественной войне, а также год «мира и единства в
борьбе с нацизмом»
№
п/п

Наименование
мероприятия

Срок
проведен
ия

Форма
проведения

Уровень
проведения

Модуль « Культура России»
1.

Торжественное открытие

27.05.2025

линейка

Общелагерный

2.

День России

10.06.2025

Общелагерный

3.

Торжественная церемония подъѐма В начале
Государственного флага
каждой
календарной
Российской Федерации
недели
17.06.2025
Информационные часы «Жизнь
замечательных людей»
День «Орлят России»
11.06.2025

Флешмоб «Наш
дом –Россия!»
линейка

Общелагерный

беседа

общеотрядный

конкурсы

общелаерный

4.
5.
6.

Размещение информации о
деятельности школьного лагеря с
дневным пребыванием детей в
Телеграмм, В Контакте, на сайте
школы

ежедневно
общелагерный

7.

Просмотр
отечественныхВ течении
кинофильмов,
спектаклей, смены
концертов
и литературномузыкальных композиций.

Участие в экскурсиях
и выставках в СП №3 «Воинский
сельский Дом культуры ».
9. Проведение чтений, чтений по
ролям по произведения А.С.
Пушкина
10. Постановка спектакля по отрядам
8.

Просмотр
фильмов

общелагерный

В течении
смены

экскурсия

общелагерный

06.06.2025

Конкурс чтецов общеотрядный

30.06. 2025

Инсценировка
3

11. Торжественное закрытие смены

общеотрядный

линейка

общелагерный

30.06.2025
Модуль « Профориентация »
1.

Знакомство с профессией эколог.

2.

Знакомство с профессией
24.06. 2025
беседа
инспектор ГИБДД
Встреча
Модуль « Спортивно-оздоровительная работа »

1.

Зарядка
Подвижные игры
воздухе

2.

на свежем

16.06. 2025

В течение
смены

Спортивные игры «Веселые
старты»

В течение
смены

О, спорт ты- мир

11.06. 2025

День Здоровья

18.06. 2025

Эстафета «От игры к спорту»

25.06. 2025

беседа

общеотрядный
общеотрядный

зарядка
общеотрядный

игры

общелагерный

Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение»
1.

Игровая диагностика «Хорошо ли я
тебя знаю»
Дружба –это ценный дар

09.06. 2025

беседа

Модуль « Инклюзивное пространство»*
*(при наличии ребѐнка с ОВЗ)

общеотрядный

Тренинг «Правила комфортного
По
Беседа, игра общеотрядный
общения с детьми ОВЗ»
необходимости
По
Коммуникативная
игра
Дорога
Беседа, игра общеотрядный
2.
добра.
необходимости
Модуль «Коллективная социально значимая деятельность в Движении Первых».
1.

1. Тематический день – День
Первых
2
3

1.
2.

3.

22.06.2025

игры

Обучение навыкам оказания первой 20.06. 2025
беседа
помощи
Благоустройство мемориалов и
1 неделя
Трудовой
памятных мест
десант 4
Модуль ««Детское самоуправление»
Выборы Командира отряда
Распределение обязанностей в
отряде
Ежедневное дежурство
столовой

по

28.05. 2025 конкурс
28.05. 2025

игра

общелагерный
общеотрядный
общеотрядный

общеотрядный
общеотрядный

ежедневно

Вариативные модули
Модуль « Экскурсии и походы »
23.06. 2025 экскурсия
1. Экскурсия к памятнику
«Братская могила советских
воинов и мирных жителей 19411944»
В течении
экскурсия
2 Участие в экскурсиях
и выставках в СП №3 «Воинский смены
сельский Дом культуры ».

общеотрядный

общелагерный


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».