СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
01.06.2021
Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных
интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.
На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке
и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно
помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от
лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее
подходящую для него профессию.
Типичные ошибки при
выборе профессии:
Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих
способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются профессии
экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть
у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям
(высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
Отождествление учебного предмета с
профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что
ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые
поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а
не только написание статей.
Отождествление профессии с конкретным
человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком
по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это
далеко не всегда соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда
в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма
подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать
разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень
высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных
занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной
пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
Устаревшие представления о характере
труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в связи с
техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии
скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать
именно о современном облике профессии.
Неумение разобраться в себе, своих
склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психологи,
специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на
правильность профессионального выбора подростка:
нередко родители активно предлагают, а иногда даже
настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не
удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать
свою мечту;часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для
семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром –
хоть готовить научишься» и т.д.;еще одно родительское заблуждение –
представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить
их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо
оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего
образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и
склонности, и реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им
уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут
и ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ, или при совмещении работы с заочной
формой обучения.
Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах,
способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии
необходимо проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «Хочу»
Помочь подростку оценить его интересы и склонности,
выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы
заниматься каждый день.
Второй фактор – «Могу»
Познакомить ребенка с требованиями, которые может
предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения,
знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к
выбираемой профессии.
Третий фактор – «Надо»
Узнайте, будет ли востребованна выбираемая профессия
на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной
специальности.
Обозначьте несколько альтернативных вариантов
профессионального выбора.Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки
каждого варианта.Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать
последствия каждого варианта.Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на
случай затруднения в реализации основного плана.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.06.2021
Дата обновления: 05.06.2021
Дата публикации: 01.06.2021