Основы духовно-нравственной культуры 5-6 кл.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОИНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИМ. БРАТЬЕВ
КОНДРАТОВЫХ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Приложение №___
к ООП ООО,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2023 № 475

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы Е.В. Грибачева
______________________
«31»_августа 2023г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_____________ В.В. Вичисенко

РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
школьного методического объединения учителей
социально-спортивно-эстетического цикла
от 30.08.2023 г.
МБОУ Воинский УВК им.Братьев Кондратовых
от 30.08.2023 г. №1
__________Тистечко Е.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России (ОДНКНР)»
5-6 классы
на 2023/2024 учебный год
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

(Рабочая программа соответствует ФОП ООО, утверждѐнной приказом
Минпросвещенияот 18.05.2023 № 370)
ПРИНЯТО педагогическим советом школы
Протокол от 31.08.2023г №12
Учитель:
Ресутова Р.М.

с. Воинка, 2023

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования на основе программы комплексного
учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф.
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм
успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения:
основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013г. «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 160
с. : ил.; Положение о рабочей программе по учебному предмету (1-4, 5-11 классов 2023-2024
уч. года) учителя-предметника МБОУ Воинский УВК им.братьев Кондратовых Приказ от
31.08.2023 № 475.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего
образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах. В
пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование первоначальных
представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России». Результатом обучения за два года должно стать
пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных
качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству,
взаимодействию. В процессе изучения данного курса в пятом классе у учащихся углубляется
осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие,
честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной
культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть
преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными,
независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они
былизаимствованы и какому народу изначально принадлежат.
Особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не
разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета
младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у
детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным
событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники
этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются
в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на
достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет
решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями.
Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они
достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с
информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и
пр.).
Цели и задачи
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовнонравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид
может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному
самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились,
хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные

традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является
прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в
повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и
др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том,
что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному
этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и
деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их
культуре и традициям.
В программе курса 5 класса представлены следующие содержательные линии:
«В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа», «Религия и культура»,
«Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир», «Мой Пермский край».
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования
содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных
и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами.
Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его
ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального
российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю,
своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста,
национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного
типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые
успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых
средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации
общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов
и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе
религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном

виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных
задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Сформированные универсальные учебные действия.
Познавательные:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)
и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
- Методы и формы обучения Программа ориентирована на занятия в виде лекций,
дискуссий, просмотров учебных и художественных материалов и видеофильмов,
выполнения проектов, беседы, встречи со специалистами, экскурсии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Раздел 1. В мире культуры 4 часа
Величие многонациональной российской культуры . Человек –творец и носитель культуры
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 14 часов
Береги землю родимую, как мать любимую. Жизнь ратными подвигами полна. В трудекрасота человека. Плод добрых трудов славен. Люди труда. Бережное отношение к природе.
Семья- хранитель духовных ценностей
Раздел 3. Религия и культура – 10 часов
Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Культура
ислама. Иудаизм и культура. Культурные традиции буддизма.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности- 4 часа

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Хранить память предков.
Раздел 5. Твой духовный мир.- 2 часа
Твой духовный мир.
6 класс
Раздел 1. В мире культуры 4 часа
Величие многонациональной российской культуры . Человек –творец и носитель культуры
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 14 часов
Береги землю родимую, как мать любимую. Жизнь ратными подвигами полна. В трудекрасота человека. Плод добрых трудов славен. Люди труда. Бережное отношение к природе.
Семья- хранитель духовных ценностей
Раздел 3. Религия и культура – 10 часов
Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Культура
ислама. Иудаизм и культура. Культурные традиции буддизма.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности- 4 часа
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Хранить память предков.
Раздел 5. Твой духовный мир.- 2 часа
Твой духовный мир.

Тематическое планирование
5 класс
№
1
2
3
4
5

Название раздела
В мире культуры
Нравственные ценности российского народа
Религия и культура
Как сохранить духовные ценности
Твой духовный мир
Итого

Количество часов
4ч
14ч
10ч
4ч
2ч
34ч

6 класс
№
1
2
3
4
5

Название раздела
В мире культуры
Нравственные ценности российского народа
Религия и культура
Как сохранить духовные ценности
Твой духовный мир
Итого

Приложение календарно- тематическое планирование
Приложение-5-6 класс на 2023-2024 учебный год

Количество часов
4ч
14ч
10ч
4ч
2ч
34ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».