МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОИНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИМ. БРАТЬЕВ
КОНДРАТОВЫХ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Приложение №___
к ООП ООО,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2023 № 475
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы Е.В. Грибачева
______________________
«31»_августа 2023г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_____________ В.В. Вичисенко
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
школьного методического объединения учителей
социально-спортивно-эстетического цикла
от 30.08.2023 г.
МБОУ Воинский УВК им.Братьев Кондратовых
от 30.08.2023 г. №1
__________Тистечко Е.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России (ОДНКНР)»
5-6 классы
на 2023/2024 учебный год
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
(Рабочая программа соответствует ФОП ООО, утверждѐнной приказом
Минпросвещенияот 18.05.2023 № 370)
ПРИНЯТО педагогическим советом школы
Протокол от 31.08.2023г №12
Учитель:
Ресутова Р.М.
с. Воинка, 2023
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования на основе программы комплексного
учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф.
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм
успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения:
основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013г. «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 160
с. : ил.; Положение о рабочей программе по учебному предмету (1-4, 5-11 классов 2023-2024
уч. года) учителя-предметника МБОУ Воинский УВК им.братьев Кондратовых Приказ от
31.08.2023 № 475.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего
образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах. В
пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование первоначальных
представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России». Результатом обучения за два года должно стать
пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных
качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству,
взаимодействию. В процессе изучения данного курса в пятом классе у учащихся углубляется
осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие,
честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной
культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть
преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными,
независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они
былизаимствованы и какому народу изначально принадлежат.
Особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не
разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета
младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у
детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным
событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники
этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются
в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на
достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет
решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями.
Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они
достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с
информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и
пр.).
Цели и задачи
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовнонравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид
может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному
самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились,
хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные
традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является
прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в
повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и
др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том,
что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному
этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и
деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их
культуре и традициям.
В программе курса 5 класса представлены следующие содержательные линии:
«В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа», «Религия и культура»,
«Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир», «Мой Пермский край».
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования
содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных
и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами.
Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его
ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального
российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю,
своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста,
национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного
типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые
успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых
средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации
общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов
и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе
религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном
виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных
задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Сформированные универсальные учебные действия.
Познавательные:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)
и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
- Методы и формы обучения Программа ориентирована на занятия в виде лекций,
дискуссий, просмотров учебных и художественных материалов и видеофильмов,
выполнения проектов, беседы, встречи со специалистами, экскурсии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Раздел 1. В мире культуры 4 часа
Величие многонациональной российской культуры . Человек –творец и носитель культуры
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 14 часов
Береги землю родимую, как мать любимую. Жизнь ратными подвигами полна. В трудекрасота человека. Плод добрых трудов славен. Люди труда. Бережное отношение к природе.
Семья- хранитель духовных ценностей
Раздел 3. Религия и культура – 10 часов
Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Культура
ислама. Иудаизм и культура. Культурные традиции буддизма.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности- 4 часа
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Хранить память предков.
Раздел 5. Твой духовный мир.- 2 часа
Твой духовный мир.
6 класс
Раздел 1. В мире культуры 4 часа
Величие многонациональной российской культуры . Человек –творец и носитель культуры
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 14 часов
Береги землю родимую, как мать любимую. Жизнь ратными подвигами полна. В трудекрасота человека. Плод добрых трудов славен. Люди труда. Бережное отношение к природе.
Семья- хранитель духовных ценностей
Раздел 3. Религия и культура – 10 часов
Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Культура
ислама. Иудаизм и культура. Культурные традиции буддизма.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности- 4 часа
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Хранить память предков.
Раздел 5. Твой духовный мир.- 2 часа
Твой духовный мир.
Тематическое планирование
5 класс
№
1
2
3
4
5
Название раздела
В мире культуры
Нравственные ценности российского народа
Религия и культура
Как сохранить духовные ценности
Твой духовный мир
Итого
Количество часов
4ч
14ч
10ч
4ч
2ч
34ч
6 класс
№
1
2
3
4
5
Название раздела
В мире культуры
Нравственные ценности российского народа
Религия и культура
Как сохранить духовные ценности
Твой духовный мир
Итого
Приложение календарно- тематическое планирование
Приложение-5-6 класс на 2023-2024 учебный год
Количество часов
4ч
14ч
10ч
4ч
2ч
34ч